Устройство тепловоза и расположение агрегатов

В 1959 г. Людиновским тепловозостроительным заводом был спроектирован и построен первый маневровый тепловоз ТГМЗ с гидромеханической передачей мощностью 750 л. с, выпускавшийся до 1962 г., когда на этих тепловозах вместо гидромеханической начали устанавливать унифицированную гидравлическую передачу (УГП) Калужского машиностроительного завода. В связи с этим тепловозам ТГМЗ был присвоен индекс ТГМЗА и ТГМЗБ, что означает: Т - тепловоз; Г - с гидропередачей, М - маневровый, 3 - условное обозначение проекта, А - с унифицированной гидропередачей в 3-аппаратном исполнении: два гидротрансформатора и гидромуфта и Б - с унифицированной гидропередачей, но без гидромуфты.

Как и тепловоз ТГМЗ, тепловозы ТГМЗА и ТГМЗБ (рис. 1, 2) предназначены для легкой маневровой работы на железнодорожных станциях МПС и на промышленных предприятиях.

Тепловозы ТГМЗА и ТГМЗБ строятся Людиновским заводом для колеи 1 524 мм и вписываются в габарит подвижного состава 02-Т. Кроме того, тепловозы колеи 1 524 мм могут быть приспособлены для работы на колее 1 435 мм путем допрессовки колесных центров на оси.

Рис. 2. Продольный разрез и план тепловоза:

і -рама тепловоза; 2 -форсунки песочницы, З - осевой редуктор крайний; 4-колесная пара; 5, 9 - карданные валы; б - шквореиь центральный; 7-рычажная система тормоза; 8-осевой редуктор средний; 10 - бункер песочный; 11 - бак топливный под рамой тепловоза; 12-^гидропередача; 15 -бак топливный под кабиной машиниста; 14-опоры тележки; 15- тележка; 16- привод скоростемера, 17- рессорное подвешивание; 18- тормозной цилиндр; 19 - прожектор; 20 - антенна радиостанции; 21 - вспомогательный кузов; '22 - вентилятор в кабине машиниста; 2^ -кабина машиниста; 24 - котел обогрева; 25 - редуктор котла обогрева; 26 - двухмашинный агрегат; 27 - компрессор; 28 - выпускная система; 29 - кузов машинного отделения; 30 - подднзельная рама; 31- кузов холодильной камеры; 32 - колесо вентиля-, тора; 53 -подпятник вентилятора, 34 - электродвигатель вентилятора холодильника; 35-жалюзи верхние; 36 - маслоохладитель гидропередачи; 37 - буферный фонарь; 38 - автосцепка; 39 - путеочиститель, 40 - жалюзи боковые правые; 4/-секция радиатора водяная; 42 - секция радиатора масляная; 43 -фильтр масляный на выходе нз дизеля; 44 - бак водяной правый; 46 - фильтр масляный на входе в дизель; 46-фильтр масляный гидропередачи; 47 - бак масляный дизеля; 48 - скоростемер; 49- пульт управления радиостанции, 50 - пульт управления тепловозом; 51, 61 - край вспомогательного тормоза; 52 - кран -1 машиниста; 53 - сиденье машиниста; 54 - штурвал ручного тормоза; 55 -главный воздушный резервуар; 56 - аккумуляторная батарея; 57 - ящнк над преобразователем; 58 - шкаф для продуктов; 59 - радиостанция; 60 - сиденье помощника машиниста; 62 - штурвал управления тепловозом^ 63 - вспомогательный щит; 64 - регулятор напряжения; 65 - бак топливный котла обогрева; 66 - упругая муфтаї 67-топливоподкачиаающий агрегат; 68 - дизель; 69- жалюзи боковые левые

Тепловозы ТГМЗА и ТГМЗБ по требованию заказчиков строятся оборудованными для работы по системе двух единиц, это позволяет управлять двумя сцепленными тепловозами из одного пульта любой кабины и производить тяжелую маневровую и горочную работу. Но каждый тепловоз может также работать самостоятельно.

Все оборудование тепловоза, а также кузов расположены на сварной главной раме тепловоза с литыми буферными брусьями. От главной рамы вертикальная нагрузка на рельсы передается через две двухосные тележки, на каждую из которых рама опирается четырьмя скользящими опорами с резиновыми амортизаторами.

Тележка соединена с рамой вертикальным шкворнем, передающим только горизонтальные усилия и служащим осью поворота тележки. Тележки имеют сварные боковины с литыми челюстями и литые шкворневые балки. Опираются тележки на колесные пары через рессорное подвешивание, состоящее из рессор, пружин и балансиров.

Буксы колесных пар роликовые с упорами. Все оси тепловоза движущие и тормозные. Рычажная передача тормоза тепловоза односторонняя. На каждой тележке два тормозных цилиндра. Задняя тележка снабжена ручным тормозом, действующим на обе колесные пары от штурвала, расположенного в кабине машиниста.

Рис. 3. Пост управления машиниста:

/--рукоятка включения реверса и режимов, 2- край машиниста; 3 - аварийный переключатель; 4 - переключатель приборов; 5 - переключатель освещения табло; 6- кнопочные выключатели: а -верхних жалюзи; б - водяных жалюзи; в -масляных жалюзи: г-вентилятора холодильника первой секции; д - вентилятора холодильника второй секции; е - управления гидропередачей; 7 - манометр давления воздуха в питательной магистрали тормоза- 8 - манометр давления воздуха в тормозной магистрали; 9 - манометр давления воздуха в тормозных цилиндрах; 10- электротермометр масла гидропередачи; 11- электротермометр масла дизеля на выходе: 12 - электротахометр оборотов вала дизеля; 13 - кнопочные выключатели: ж-запуска дизеля первой секции; з - топливного насоса дизеля первой секции; и--электротермометров н электроманометров; к - освещения приборов; л-электродвигателя калорифера; м - прожектора (яркий свет), «- прожектора (тусклый свет); о-управления общего; 14 - кран вспомогательного тормоза: 15 - кран сигнала малой громкости; 16 - световые сигналы (сверху вниз).' запуска дизеля второй секции, включения вентилятора холодильника второй секции; в-превышения температуры масла дизеля второй секции; г-включения гидромуфты; 17 - то 5ке для первой секции;-,/* - скоростемер; 19 - световые сигналы (сверху вниз): включения маневрового режима вперед, включения маневрового режима назад, включения поездного режима вперед," включения поездного режима назад; 20 - электротермометр температуры воды дизеля на выходе; 21 - электроманометр давления топлива дизеля: 22 - стеклоочиститель; 23-з>электро-манометр давления масла дизеля; 24 - вольтомметр цепей управления; 25 - электромаиометр давления масла питательного насоса; 26-электроманометр давления смазки гидропередачи; 27-амперметр аккумуляторной батареи; 28 - штурвал управления тепловозом; 29 - переключатель маслоподкачи-вающего агрегата; 30 - переключатель вентилятора холодильника и жалюзи

Кузов тепловоза капотного типа и состоит из кабины машиниста, кузова машинного отделения, кузова над аккумуляторным помещением и кузова над холодильной камерой.

В машинном помещении размещены дизель, гидропередача, компрессор, двухмашинный агрегат, котел обогрева и ряд другах вспомогательных механизмов. От дизеля вращающий момент через упруго-компенсационную муфту передается гидропередаче, которая преобразовывает его и передает через карданные валы и осевые редукторы колесным парам, которые и реализуют необходимую силу тяги.

На тепловозе установлен У-образный быстроходный дизель М753Б, представляющий собой 12-цилиндровый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением.

При п = 1 400 об/мин дизель развивает мощность 750 л. с. Запуск дизеля осуществляется электростартером от аккумуляторной батареи. Воздух для дизеля забирается непосредственно из кузова. В кузов воздух поступает через сетчатые фильтры, расположенные по обеим сторонам боковых стенок кузова машинного отделения. Отработавшие газы по выпускному коллектору выбрасываются в атмосферу через глушитель. (С тепловоза № 2008 ставят глушитель эжекционного типа.) Устанавливается дизель на поддизельную раму, связанную с главной рамой через резиновые амортизаторы.

Унифицированная многоциркуляционная гидропередача (УГП) с параллельной системой питания гидроаппаратов и охлаждения рабочей жидкости позволяет осуществить два режима движения (маневровый и поездной) и реверсирование на каждом режиме.

Компрессор, расположенный между дизелем и гидропередачей с правой стороны по ходу поезда, снабжает сжатым воздухом тормозную систему тепловоза, системы стеклоочистителей, тифона и свистка малой громкости, песочниц, а также обеспечивает работу воздушных устройств системы автоматики управления тепловозом. При номинальном числе оборотов входного вала 1 000 обімин производительность компрессора составляет 3 м31мин.

Двухмашинный агрегат расположен над гидропередачей и представляет собой соединение на одном общем валу двух машин постоянного тока: вспомогательного генератора и генератора. Вспомогательный генератор служит для питания цепей управления и освещения, а также для зарядки аккумуляторной батареи. Генератор питает электродвигатель вентилятора холодильника.

Компрессор и двухмашинный агрегат приводятся в движение через клино-ременную передачу от шкивов входного вала и вала отбора мощности УГП.

В задней части машинного отделения установлен котел обогрева, служащий для подогрева воды, масла и топлива двигателя при работе в зимних условиях. Котел обогрева работает на дизельном топливе. Слева от дизеля расположен топливоподкачивающий агрегат, а справа - маслоподкачивающий, соответственно этому топливная система дизеля и фильтры расположены с левой стороны, а масляная система - с правой. Около гидропередачи на правой стенке кузова установлен масляный бак дизеля, а слева от дизеля на стенке кузова укреплен топливоподогреватель. В машинном отделении «яті передней частью дизеля расположены также два водяных бака, подвешенных/ і крыше.

Холодильник тепловоза состоит из водяных и масляных секций, обеспечивает охлаждение воды и масла дизеля. Секции расположены в один ряд вдоль левой и правой стенок кузова. Охлаждающий воздух засасывается вентилятором через боковые жалюзи и выбрасывается вверх через диффузор. Вентилятор приводится во вращение электродвигателем. В холодильной камере установлен маслоохладитель гидропередачи.

В задней части тепловоза расположено разделенное глухой перегородкой помещение для воздушных резервуаров и аккумуляторных батарей.

В кабине машиниста в передней ее части находится пульт, с которого ведется управление тепловозом и наблюдение за приборами, контролирующими работу силовых установок, и вспомогательный щит, в котором размещены электрические аппараты управления и калорифер. В з'адней части кабины расположены штурвал ручного тормоза, радиостанция и шкаф для продуктов питания. В задней стенке кабины машиниста (с тепловоза № 2802 с внутренней стороны дверей вспомогательного щита) встроена инструментальная готовальня, а в двери помещения воздушных резервуаров - шкаф для одежды. В полу кабины имеются специальные грелки для обогрева ног машиниста и его помощника На передней стенке кабины со стороны машиниста и на задней - со стороны помощника (ранее они ставились только на передней стенке) установлены два вентилятора, которые в зимнее время направляют поток теплого воздуха на окна, предохраняя их от замерзания, а в летнее время могут обдувать прохладным воздухом локомотивную бригаду. На задней стенке кабины машиниста также установлены медицинская аптечка и огнетушитель.

Сиденья машиниста и его помощника расположены соответственно с правой и левой стороны кабины. На полу перед сиденьем машиниста находится ножная педаль песочницы, а сбоку - на правой стенке - рукоятка клапана тифона и кнопка свистка малой громкости. Все четыре передние и задние окна кабины оборудованы стеклоочистителями. Приемо-передающее устройство радиостанции расположено на передней стенке кабины со стороны машиниста. На потолке кабины стоят два светильника.

Топливных бака на тепловозе три: один под кабиной машиниста и два в средней части под рамой тепловоза. Все баки соединены между собой. Забор топлива происходит из левого бака.

Тепловоз имеет восемь бункеров песочниц, установленных на тележках, по четыре на каждой. Тепловоз оборудован скоростемером СЛ-2М, ручными огнетушителями, а также приводом для расцепки тепловоза из кабины маши-•ниста.

| Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б |     Техническая характеристика тепловоза