Система централизованного воздухоснабжения (ЦВС)

На тепловозе ТЭМ7 применено централизованное воздухоснабжение (ЦВС) для охлаждения тягового генератора, тяговых двигателей, выпрямительной установки, пучка кабелей от генератора к выпрямительной установке и управляемого выпрямителя возбуждения. Принципиальная схема ЦВС показана на рис. 72. Осевой вентилятор, приводимый от вала тягового генератора через упругую муфту и конический редуктор, нагнетает засасываемый через блок фильтров воздух по каналам, расположенным в раме тепловоза, к охлаждаемым машинам и аппаратам.

С тепловоза № 0050 для улучшения вентиляции воздух подведен в аккумуляторный отсек.

Вентиляторная установка (рис. 73) размещена в сборном чугунном литом корпусе, прикрепленном болтами к раме тепловоза. Привод установки осуществляется от вала генератора через упругую муфту.

В верхней части размещен вентилятор. Поток воздуха из полости блока фильтров через стеклопласти-ковый коллектор, направляющий аппарат 1, вентилятор 2, спрямляющий аппарат 3 по каналам корпуса нагнетается в воздуховоды рамы тепловоза.

Направляющий аппарат имеет 13 лопаток, состоящих из двух частей. Неподвижная часть лопатки отлита за одно целое с корпусом направляющего аппарата. Поворотная часть лопаток пластмассовая с общим приводом. На тепловозе рукоятка привода должна быть расположена вертикально.

Лопатки и диск вентилятора (на базе вентилятора К-42) изготовлены из алюминиевого сплава. Шестнадцать профилированных лопаток закреплены на диске замками «ласточкин хвост». Спрямляющий аппарат 3 сварной, выполнен из листовой стали. Количество лопаток -15. Вентиляторное колесо закреплено тепловой посадкой на конусном хвостовике ведомого вала 4, вращающегося в подшипниках 15 и 18. Осевые силы воспринимает шариковый подшипник 16. Подшипники расположены в стальном стакане, установленном в вертикальной расточке корпуса. На нижнем конце ведомого вала тепловой посадкой на конусной поверхности закреплена малая {Ъ = = 18) шестерня 6 конического редуктора; зубчатое колесо (2 = 52) расположено на входном валу, вращающемся в шариковом и двух роликовых подшипниках 14, осевые усилия воспринимает шариковый подшипник 13. Подшипники размещены в стальном стакане, установленном в горизонтальную расточку корпуса.

До тепловоза ТЭМ7-0022 входной вал 12 опирался на две группы подшипников. На нем, кроме зубчатого колеса, располагалась ведущая шестерня привода насоса смазки. Меньшая шестерня редуктора была выполнена за одно целое с валом.

Смазка редуктора - автономная, принудительная. Масляный насос 8 лопастного типа приводится поводком от ведущего вала редуктора (до тепловоза ТЭМ7-0022 через зубчатую передачу).

В связи с тем что в зимнее время полость редуктора интенсивно охлаждается нагнетаемым вентилятором воздухом, а обороты ведомого вала достигают 2890 об/мин, особые требования предъявляются к маслам, применяемым для редуктора в холодное время года. Необходимо строго применять те масла, которые рекомендуются.

Уровень масла определяют по щупу. Давление масла контролируют по манометру, расположенному на корпусе установки.

Масло к манометру подводится трубкой 7. Для осмотра шестерен и привода насоса в корпусе редуктора (с тепловоза ТЭМ7-0022) предусмотрен люк.

Насос смазки (рис. 74) состоит из корпуса 5, фланца 6, валика 7 с лопастями 9, крышки 4 и подшипников скольжения 8.

В момент прохождения лопасти мимо выфрезерованной полости в нижней части (и удаления от этой полости) в радиальном зазоре между корпусом и валиком за лопастью возникает разрежение. Вследствие этого из картера засасывается в полость масло, которое поступает по трубке, соединяющей эту полость с масляным фильтром в картере. Вторая лопасть проталкивает втянутое в зазор масло в полость нагнетания, из которой масло идет к коллектору вертикального вала редуктора и к манометру. Из коллектора (кольцевой полости в вертикальной расточке корпуса) масло распределяется на два потока: смазку подшипников вертикального вала и по трубке на смазку подшипников ведущего вала.

Рис 73 Вентиляторная установка системы ЦВС

1- направляющий аппарат; 2-вентилятор; З-спрямляющий аппарат; 4-ведомый (выходной) вал; 5, 17-маслопроводы, 6-шестерни редуктора; 7-трубка манометра, 8-масляный насос, 9-фильтр; 10-сливная пробка, 11- пробка контрольная, 12-ведущий вал; 13-подшипник 317, 14-подшипник 32518; 18- подшипники 32317Л; 16- подшипник 318, 19-поворотное устройство

Для контроля за наличием масла в левом подшипниковом узле ведущего вала предусмотрена пробка И (см. рис. 73).

При разборке редуктора вентиляторное колесо, шестерни редуктора и фланец горизонтального вала спрессовывают подачей масла между конусными поверхностями под давлением 150-200 МПа (1500-2000 кгс/см2).

Блок фильтров ЦВС (рис. 75) съемный. Он установлен в кузове машинного помещения и состоит из каркаса, кассет, жалюзи с приводом.

Каркас 4 блока фильтров представляет сварную конструкцию арочного типа. В каркасе в два яруса с небольшим наклоном наружу установлены 32 унифицированные многослойные проволочные кассеты 3 размером 495X410X50 мм.

Кассеты нижней частью вставлены в желоб, а в серединах боковин прижаты пружинными зажимами к рамкам с резиновыми прокладками. Атмосферная влага, задерживаемая кассетами, из желобов стекает в поддоны, из которых через штуцера 7 удаляется по трубкам наружу кузова.

Кассеты для промывки можно снимать через нижний 6 или верхний 2 люк каркаса фильтров.

Жалюзи 1 с поворотными створками установлены для предотвращения забивания кассет снегом или песком (при сильном снегопаде или песчаной буре).

В случае непогоды можно закрыть жалюзи с помощью тумблера на пульте управления. При этом необходимо открыть люки 5 для забора воздуха из кузова. Можно закрыть жалюзи с одной наветренной стороны, перекрыв краником воздух к соответствующим пневмоцилинд-рам привода (с открытием люков 5 этой же стороны). Предусмотрен ручной привод жалюзи.

Для удобства работы внутри блока фильтров имеются светильник и лестница для подъема на крышку при снятом верхнем люке.

Технические данные ЦВС

Тип фильтров ....... сетчатые многослойные с унифицированными кассетами

Число кассет ....... 32

Тип вентилятора К-42 осевой высоконапорный

Номинальная частота вращения вентилятора, об/мин ........... 2890

Производительность вентилятора, м3/с ........ 16,5

Привод ........... механический от вала отбора мощности тягового генератора

Мощность, потребляемая вентилятором, кВт (л с ) ..... 70 (96)

Эффективность очистки от пыли, % .....70-80

Периодичность очистки, сут............ 30

Водяная система | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Структурная схема электрической передачи